Мнения: острый конфликт интересов и реакция общества на скандальное увольнение Ройтбурда

Мнения: острый конфликт интересов и реакция общества на скандальное увольнение Ройтбурда

Открытым и острым остается вопрос о скандальном увольнении директора Одесского художественного музея Александра Ройтбурда. Сейчас мнения разделились, причем в ход идут абсолютно разные аргументы, доводы и истории. Большинство деятелей искусства не разделяют позицию депутатов облсовета, а те, в свою очередь, продолжают настаивать на своем.

Корреспондент Украинской Службы Информации собрал разные мнения и реакции людей на решение уволить директора ОХМ Александра Ройтбурда.

Так, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назвал Александра Ройтбурда борцом за евроинтеграцию.

То, что он делал в Одессе, по сути, было интеграцией отдельно взятого музея в европейское и мировое культурное пространство. Битва за евроинтеграцию происходит везде – от правительственных кабинетов до музеев. Украинские совок, постсовок и рагульство никуда не делись. Они всегда готовы отжать утраченные позиции у тех, кто пытается ввести в Украине нормальные европейские стандарты. В этом случае – сделать крутой европейский музей в Одессе, – считает Дмитрий Кулеба.

Лидер политической партии "Голос" и музыкант Святослав Вакарчук подчеркнул, что Александр был подарком местной власти.

Когда Александр Ройтбурд занял должность директора Одесского художественного музея, это стало признаком изменений, надеждой на настоящий прорыв в гуманитарной сфере. Я был в музее, видел, с какой любовью за ним смотрят. С каким вниманием Ройтбурд и команда используют каждую копейку, чтобы нести искусство людям. Когда такие люди соглашаются управлять художественными проектами в регионах – это подарок обществу и местной власти, – написал Вакарчук.

В противовес тем, кто выступает "за" директора, депутат Одесского областного совета Ирина Ковалиш отметила, что она не оценивает уровень административных талантов Александра Ройтбурда.

Раз 10 точно, не считая собственно отправного решения о его назначении, в облсовете пытались проголосовать за расторжение контракта. Все 10 раз я была в числе тех, кто был против персоны директора ОХМ. И каждый раз я честно и публично отвечала почему: я не проголосую за человека, поддержавшего массовое убийство 2 мая 2014 года и назвавшего этот день днем победы. Все, точка. Я не оцениваю уровень его гениальности, художественной ценности его работ и административные таланты, – пишет Ковалиш.

В свою очередь куратор Киевского международного скульптурного симпозиума Дарина Момот написала у себя на странице в Facebook, что Александр Ройтбурд превратил Одесский художественный музей в одно из самых знаковых мест города, – как это и должно быть, как это есть в других странах.

Несмотря ни на что, депутаты облсовета проголосовали за увольнение Ройтбурда. Это решение несправедливо, как по отношению к Александру, который занимался культурным миссионерством из абсолютно альтруистических побуждений, так и к Одессе и каждому из нас в частности. Мы не просто страна с борщом, Чернобылем и постсоветским фасадом. А тот новый музей, каким его сделал Ройтбурд, и есть значимый шаг вперед к созданию бренда города и страны со своей культурой и историей, – пишет Дарья.

По мнению журналиста, fashion-критика и историка моды Зои Звиняцковской, нельзя допустить того, чего добиваются депутаты Одесского облсовета.

Так случилось, что я виделась с Александром Ройтбурдом буквально пару дней назад. Он уже знал, что сессия облсовета готовится его снять, но говорили мы совсем не об этом. Саша делился своими как всегда грандиозными и очень актуальными идеями о шагах по реформе украинских музеев, об электронных архивах и открытых реестрах, о передвижных выставках и проектах-пазлах, которые легко сложить, опираясь на оцифрованные данные музейных фондов Украины. Он был весь в планах и говорил только о будущем. Вскользь упомянув про депутатов облсовета, он долго и с увлечением рассказывал о выставке "Константин Сомов. Без цензуры", и было очевидно, что 6-е сентября для него гораздо, неизмеримо важнее и, главное, интереснее 4-го. Такой директор – подарок небес для музея, и это очевидно всем: там он на своем месте, – описала свое видение ситуации Зоя Звиняцовская.

Очередное "против" высказал депутат Одесского облсовета Виталий Саутенков, который с самого начала выступал против нового директора ОХМ. Депутат перечислил то, чем ему в негативном аспекте запомнился "скандальный" Александр Ройтбурд.

Концертами с полуголыми мужиками в выставочных залах музея, реп-концертами в окружении картин Айвазовского и Костанди, нежеланием сотрудничать ни с какими комиссиями, рабочими группами, департаментами областного совета, отказ предоставлять облсовету финансово-хозяйственные отчеты о деятельности музея. Выставками картин, содержащих сюжеты откровенной порнографии и "расчлененки" (на выставке присутствовали дети), пиар-акции на базе музея в поддержку Стерненко, семьи Порошенко, Нищука и прочих персонажей. Ну а последней каплей стало то, что Ройтбурд пригласил "поработать с архивами" гражданина РФ (обладающего крайне сомнительной репутацией у себя на родине), который в первые же дни своего пребывания в Одессе избил 75-летнего Виталия Абрамова, бывшего директора музея, посвятившего учреждению целых 50 лет своей жизни. Нападающий, он же Павел Голубев, бил пожилого человека головой о косяк двери, а также надорвал Абрамову ухо. Открыто уголовное дело. Разумеется, Ройтбурд выступил в защиту Голубева, – пишет Саутенков.

Экс-губернатор Одесской области Максим Степанов, наоборот, перечислил небольшую часть из всех новых достижений в Одесском худмузее.

Свою первую экскурсию в ОХМ я помню отчетливо. Потому что это был шок. Я ходил по залам, где были тупо лужи - с крыши лилось, везде стояли ведра с водой. Помещение те хотелось "обнять и плакать". У нас с Александром Ройтбурдом на тот момент (год назад) была задача воскресить музей. Денег на это не было. Времени тоже. Только желание. И пошло-поехало. В коллекции появились новые экспонаты. В графике – новые экскурсии и выставки. В ОХМ начали приезжать отовсюду художники, писатели, политики и звезды. Наконец посетить Одесский художественный музей и заселфиться стало трендом. Заведение начало зарабатывать втрое больше, выросли меценатские взносы. И это лишь несколько из побед, – пишет Степанов.

Экс-директор Дворца спорта и экс-депутат облсовета от "Партии Регионов" Владислав Станков выступил с критикой Александра Ройтбурда, а искусствоведа Павла Голубева, который якобы напал на Абрамова, назвал"щенком" и "гнилым человеком".

Помню, как мы с Виталием Абрамовым и другими представителями музеев ездили в Марсель для подготовки большой обменной выставки. Тогда я был приятно удивлен, что во Франции очень хорошо знают фамилию Абрамов как автора множества научных работ по теме "Кандинский". Приезжали эксперты с Парижа и других городов, чтобы увидится с ним. Сегодня какой-то щенок поднимает руку на пожилого и не менее заслуженного человека, который защищает научные  наработки музея и его сотрудников. У меня только один вопрос может ли хороший менеджер допустить, чтобы такое произошло, думаю, что нет, это тупая халатность и не уважение старшего поколения. Гнилой человек внутри переносит все в своё окружение, – высказался Станков.

На официальной странице государственного фильмофонда Довженко-Центр опубликован пост в поддержку Ройтбурда и его команды. Кроме того авторы текста подчеркнули, что Одесский худмузей стремительно вошел в пул ведущих национальных культурных институтов, став важной площадкой для развития критического мышления.

Мы возмущены этим решением (об увольнении Ройтбурда, - ред.). Аргументы являются абсурдными и надуманными, а ссылки в нем на нормы законов "О культуре" и "О музеях и музейном деле" являются циничной манипуляцией, что искажает дух законов и дискредитирует принцип общественного блага, заложенный в них. Александр Ройтбурд, художник с мировым именем, за полтора года управления музеем проявил достойный талант арт-менеджера и коммуникатора, сплотив вокруг идеи восстановления музея все реформистские силы Одессы, – отмечают в Довженко-центре.

Ресторатор Савелий Либкин аргументировал, почему он просит поддержать Александра Ройтбурда,  в первую очередь тем, что тот сделал для музея. Либкин считает, что музей превратился в культовое место, в которое с удовольствием стали ходить и одесситы, и туристы.

Это пост для тех, кто не знаком лично с Александром Ройтбурдом, и в силу этого обстоятельства не осознает урон от происходящего. Пост для тех, кто может принять чиновничьи байки за чистую монету. И пост о том, почему я прошу подержать Сашу, которого я знаю как человека, деятеля искусства, одессита и гражданина уже много лет. Ройтбурд – художник. С собственным почерком и стилем. Саша в теме, причем не в той, в которой спецы наши депутаты. С Сашей можно обсуждать нюансы и открывать для себя новое в искусстве. Саша визионер в большом смысле этого слова. Саша менеджер, который хочет, может и уже много сделал для музея. При Саше в музей хочется вернуться. Саша создал клуб имени Маразли для поддержки музея, – объясняет свою позицию Либкин.

Важно отметить, что за то время, пока Александр Ройтбурд занимает должность директора Одесского художественного музея, действительно, изменилось многое. Здесь открылась первая графическая реставрационная мастерская, появилось такое понятие, как ночи в музее, бесплатное последнее воскресенье месяца – все это привлекает в музей людей разных поколений. За 2018-й год музей провел десятки различных культурных мероприятий, выиграл гранты, отремонтировал протекающую крышу. Тогда же музей заработал на билетах и услугах почти 1,8 млн. грн, а это больше, чем за 2016 и 2017 годы вместе.

В музее отремонтировали и открыли Серебряковский и Иконный залы, был запущен проект "Школа юного музейщика", обустроили два зала хранилища фондов оборудованием для достойного сохранения экспонатов декоративно-прикладного искусства. Проект футболок о феминизме, созданный в Одесском худмузее на основе картин, занял первое место в дизайнерском конкурсе "Не вішай ярлики" – музей получил грант на 100 тысяч гривен.

Каик сообщала USIonline.com, итоги года в Одесском худмузее: отремонтировали фонарь над серебряковским залом, популяризировали искусство и заработали больше, чем за два предыдущих года.

Мы не несём ответственности за содержание материалов, новости размещаются в автоматическом режиме и не проходят проверки.

Популярное в Facebook