«Помидорчики на балкончике», танцы в креслах и жаркий январь: завершился Odessa JazzFest   

«Помидорчики на балкончике», танцы в креслах и жаркий январь: завершился Odessa JazzFest   

Международный джазовый фестиваль Odessa JazzFest провел последний концерт в Филармонии и джем-сейшн в клубе «Ай лав ю, Петрович». «Думская» грустит, ведь продолжения теперь ждать целый год.

Прежде всего, порадовал немецко-австрийский проект Kusimanten, точнее, одесско-австрийский, ведь вокалистка Тамара Лукашева, хоть последнее десятилетие и живет в Германии, но ведь наша, одесситка…

«Мы стараемся не приглашать одни и те же составы, — произнесла со сцены ведущая фестивальных концертов, музыковед Елена Шевченко. – Но с Тамарой особый случай – она участвует в фестивале уже в четвертый раз, второй раз – после смерти основателя фестиваля Юрия Кузнецова. Она была его ученицей и не скрывает, что именно он дал импульс многим ее творческим поискам».

С юмором и восхищением Тамара представила двух красоток – альтистку Мари-Терез Хертель и виолончелистку Дее Линде. Обе талантливые молодые женщины родились в маленькой деревушке блиц Граца в семьях известных исполнителей и исследователей австрийской народной музыки, отсюда в джазовые импровизации проникают черты фольклора Штирии — знаменитое горловое пение «йодль» им знакомо.

Они профессионально подпевали Тамаре. А виртуозное владение академическими инструментами исполнительницам дала Венская консерватория. Импровизируя, австрийки пританцовывают (и даже сидящая с виолончелью ДееЛинде, она еще и брала в зубы смычок, когда требовалось играть в технике пиццикато, щипком) по-джазовому раскованно, хотя с первых звуков слушатель может подумать, будто находится на камерном концерте…

Группа Kusimanten (в названии переставлены буквы, надо бы Musikanten, но вспомним, что композитора и пианиста Юрия Кузнецова друзья звали Кузей, и становится понятно: посвящение учителю, все буквы на своем месте). «Кузины музыканты» впервые встретились благодаря общему другу и коллеге – выдающемуся немецкому трубачу Маттиасу Шрифлю.

Успешно дебютировали в 2014 году, а в 2017-м издали дебютный альбом Bleib Ein Mensch («Оставайся человеком») на знаменитом британском лейбле Leo Records. Титульную композицию альбома, отстаивающую независимость мышления («Не пускай чужие мысли в свою голову» — вольный перевод одной из строк) ансамбль исполнил в Одессе.

Поскольку Мари-Терез сама пишет музыку, да еще и выращивает на своем балкончике, как та одесситка Соня из песни, вкусные плоды (только не лимончики, а помидорчики), дамы исполнили шутливую песенку BemyParadeiser, английско-немецкая игра слов приглашает: «Будь моим помидорчиком, райским помидорчиком»… Тамара Лукашева, помимо виртуозного пения, продемонстрировала владение духовой гармоникой (ее часто любил использовать на концертах Кузнецов), и за неимением ритм-секции временами энергично хлопала себя по груди, добиваясь резонанса.

Работая с Тамарой, нельзя было не проникнуться украинским фольклором, украинскими эстрадными песнями – овациями встретил зал хит на все времена «Рiдна мати моя». И напоследок прозвучала «лебединая песня» Кузнецова – «Месяц ясный», в новом альбоме Лукашевой, который выйдет в будущем году. Это будет единственная композиция, не принадлежащая ее авторству.

Женское трио сменилось мужским: на сцену вышло немецкое Contrast Trio, лидером которого является пианист с классическим образованием, уроженец Ивано-Франковска Юрий Сыч.

В прошлом году он привез в Украину своих коллег для записи очередного, уже третьего своего альбома Letila Zozulya, созданного при участии украинского народного хора. Несколько композиций из этого альбома, основанных на украинском фольклоре, прозвучали на концерте в «облегченном» варианте, но ритм был задан всему залу, слушатели пританцовывали в креслах. Юрий Сыч выразил со сцены восхищение Одессой, в которой ансамбль провел «два невероятных дня» и рассказал, что в записи альбома принимали участие также исполнители на аккордеоне (его отец), скрипке и гитаре. На киностудии имени Довженко диск записывали в легендарном звукоцехе, где когда-то записывался саундтрек к «Человеку с киноаппаратом» Дзиги Вертова.

Последними в этот вечер на сцену филармонии вышли музыканты из Одессы. Трио Алексея Петухова представило акустический вариант авторского прочтения цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. А что «Январь» получился не по-зимнему горячим, удивляться нечего — в современном мире есть возможность летом оказаться в Исландии либо на Аляске, зиму проводить на Карибах. Все смешалось, ну совсем как в джазе…

Автор Ирэн Адлер, фото Льва Райзмана.

Популярное